Рецензия на фильм «Годзилла: Минус один» / Godzilla Minus One

3 мая, через полгода после выхода на большие экраны, наконец свою официальную цифровую премьеру получил нашумевший японский кайдзю-блокбастер «Годзилла: Минус один». Это 37-я лента о культовом радиоактивном ящере, которая была приурочена к его 70-летию. В этой рецензии сравниваем местного и голливудского Годзи, а также рассказываем, почему этот фильм считается одним из лучших в серии за всю ее историю.

Рецензия на фильм «Годзилла: Минус один» / Godzilla Minus One

Плюсы:

гармоничное сочетание драматического сюжета о людях, вызывающего искренний отклик, с масштабным и захватывающим фильмом-катастрофой о смертоносном кайдзю; сам Годзи выглядит великолепно и действительно угрожающе; очень приличное с точки зрения спецэффектов кино, особенно учитывая смехотворный бюджет; это значительно лучше стерильных блокбастеров MonsterVerse

Минусы:

присутствие определенных условностей в сюжете; японская манера актерской игры и завершающая сцена понравятся не всем;

8.5/10 Оценка ITC.ua

«Годзилла: Минус один» / Godzilla Minus One

Жанр эпический фильм о кайдзю, фильм-катастрофа, драма
Режиссёр Такаши Ямадзаки
В ролях Камики Рюносуке, Хамабе Минами, Юки Ямада, Мунетака Аоки, Хидетака Йошиока, Андо Сакура, Кураносуке Сасаки
Премьера Prime Video
Год выпуска 2023
Сайт IMDb

Япония, 1945 год. Вторая мировая почти завершена, ее результат очевиден. Пилот-камикадзе Коичи Сикишима не готов напрасно погибнуть во время выполнения миссии, поэтому, ссылаясь на технические неисправности самолета, садится на базу на острове Одо. Но вдруг туда наведывается огромный страшный монстр, известный как Годзилла, и пока Коичи размышляет, открыть ли по нему огонь из пулемета, погибают почти все местные механики.

С чувством полной опустошенности мужчина возвращается домой, в разрушенный Токио, и узнает, что его родители погибли во время бомбежек. Впрочем, долго в одиночестве ему быть не приходится: Сикишима встречает страждущую молодую женщину с младенцем на руках и соглашается предоставить им крышу над головой, вернее, то, что от нее осталось. Однако новое появление Годзиллы несет за собой еще более катастрофические разрушения, что заставляет Коичи и других ветеранов войны дать бой рычащему чудовищу.«Ґодзілла мінус один»

«Годзилла: Минус один» стал не только международным хитом, заработав более 100 миллионов долларов при смехотворном бюджете, но и настоящей сенсацией с «Оскаром» за спецэффекты в кармане.

Его называют лучшей лентой о Годзилле за всю историю и небезосновательно расхваливают ведущие медиа и уважаемые голливудские кинематографисты. Например, журналист The Hollywood Reporter Гэвин Дж. Блэр отмечал, что «Годзилла: Минус один», наряду с «Мальчиком и цаплей» Хаяо Миядзаки или «Сёгуном», поспособствовал новейшей популяризации японской поп-культуры на Западе. И это чистая правда.

Не скупились на добрые слова и киноделы. Режиссер голливудской «Годзиллы» 2014 года Гарет Эдвардс признавался, что почувствовал зависть во время просмотра и считает, что «фильм о Годзилле именно таким и должен быть». Один из авторов «Тихоокеанского рубежа» Гильермо дель Торо в масковском Х назвал ленту «чудом». Стивен Спилберг рассказывал, что пересматривал ее трижды. Кристофер Нолан охарактеризовал картину как «потрясающий фильм». Одним из лучших проектов 2023 года «Годзиллу: Минус один» назвали Джо Данте, Джейсон Блум, режиссер «Годзиллы и Конга» Адам Вингард. Под впечатлением остались Кевин Смит и геймдизайнер Хидео Кодзима.«Ґодзілла мінус один»
Постановщику и сценаристу Такаши Ямадзаки действительно есть чем гордиться, учитывая комплиментарные отзывы от голливудских коллег и настоящих мэтров, таких как Нолан или Спилберг. С «Оппенгеймером» первого «Минус один» роднит тема ядерных испытаний и ударов со стороны США (здесь в кадре фигурирует операция «Перекресток», которая повлияла на сюжет и последовала за «Тринити» и бомбардировками Хиросимы и Нагасаки). А культовыми блокбастерами второго, такими как «Челюсти» или «Парк Юрского периода», вдохновлялся сам Ямадзаки.

И знаете, во время просмотра приходит четкое осознание того, что все эти многочисленные восторги вполне обоснованы. Теперь творения, выходящие из-под крыла Legendary Pictures и Warner Bros. и известные как MonsterVerse, окончательно сойдут за Годзиллу курильщика, в то время как «Минус один» — Годзилла здорового человека.

Одной из самых больших сценарных заслуг является гармоничное сочетание остросоциального и чисто развлекательного, приземленного и фантастического, экшена и драмы. Несмотря на свою значительную фигуру, Годзи нисколько не заслоняет собой камерную человеческую драму, которой искренне проникаешься. И наоборот, персонажи не мешают показать себя кайдзю во всей красе. При этом главный герой, Сикишима, успевает получить хорошее развитие характера, пройдя сквозь мощные испытания, и его судьба вовсе не безразлична.«Ґодзілла мінус один»Если звезды-титаны MonsterVerse выступают в роли протагонистов и зарекомендовали себя как «санитары леса», то здесь Годзи — отъявленный негодяй. Он туповат, но действительно навевает ужас и выглядит убедительно, а еще приобретает настоящую супергеройскую способность. Трудно поверить, что в то, что мы видим на экране, было вброшено не сотню миллионов долларов (вспомните хотя бы отвратительный CGI в сцене с падением младенцев во «Флэше» за 200 млн.), а гораздо, гораздо меньше. Для своего бюджета визуальная сторона картины выглядит очень прилично.
Японцы снова рассказывают о том, что им сильно болит, но их можно понять, потому что сегодня болит не только им. Годзилле уже 70 лет и в первую очередь он символизировал атомную бомбу, олицетворял самые острые страхи и травмы Японии после войны (см. первый фильм 1954 года). Наверное, не стоит лишний раз напоминать, что сейчас нарративы о применении ядерного оружия звучат из каждой российской помойки. А тема травмированной войной нации еще будет аукиваться нам очень долго.«Ґодзілла мінус один»
Смотреть ленту лучше с осознанием того, что в сюжете все же существуют определенные условности, а сугубо голливудско-блокбастерный твист аля «Мстители: Финал» — это уже немного перебор. Да и сентиментальная концовка больше смахивает на манипуляцию вызвать эмоциональный всплеск, чем обоснованный драматургический ход. Но эти мелочи вряд ли способны испортить общее впечатление.

«Годзилла: Минус один» однозначно стоит тех щедрых эпитетов, что звучали в его адрес, и как минимум на голову выше голливудских аналогов. Гарет Эдвардс был прав — именно таким и должен быть фильм о Годзилле.

Вывод:

Признание от мэтров, фильмами которых вдохновлялся режиссер, будет красноречивее любых рецензий. Жаль только, что этот фильм обошел прокат в Украине.